✅ Это один из самых частых вопросов с которым родители обращаются к детскому неврологу. При этом часто делают уточнение: «он всё понимает». Как же так получается и почему сообразительные малыши задерживаются в речевом развитии?
❓Давайте копнём чуть глубже и выясним, на что обратить внимание ещё до инструментального обследования на первом приеме у невролога.
Чаще всего помимо непосредственно задержки речи можно обратить внимание на следующие признаки:
• маленький пассивный словарный запас;
• ребенок может выполнить инструкцию, но её нужно подкрепить жестом или многократно повторить;
• в целом трудно привлечь внимание, приходится задействовать дополнительные сенсорные стимулы: говорить громче, прикасаться и т. п.
• может быть повышенная тревожность;
• наблюдается однообразная игровая деятельность;
• нарушен сон: это может быть снохождение, сноговорение, скрип зубами, трудно уложить, просыпается ночью, энурез;
✅ С неврологической точки зрения нарушения могут быть такими:
- проблемы восприятия информации (сенсорные нарушения): например снижение слуха из-за частых отитов;
- может быть нарушена первичная обработка информации, когда мозг не может выделить главное из череды проступающих сигналов: слушать взрослого, смотреть на игрушки, чувствовать в какой руке они находятся, хотеть спать, есть … 🤦🏻♂;
- проблемы на уровне конечной обработки информации: соотносить кружок с колесом, солнцем, мячом, округлой формой лица;
- неумение клеток мозга отдать правильную команду диафрагме, на этапе формирования речевого дыхания: губам, голосовым связкам;
- неспособность главных автоматизаторов движения (это мозжечок и базальные ганглии) выстроить программу произнесения буквы или огромную команду для того, чтобы произнести целое слово или предложение.
✅ Поэтому вопрос задержки речи — это лишь вершина айсберга. Прежде чем ребенок заговорит, нужно найти причины отсутствия речи, устранить или скорректировать их с профильными специалистами (это могут быть врачи узких специальностей, нейропсихолог, специалист по развитию моторики, психолог). Затем в работу включается логопед. Ну и, при необходимости, врач назначает медикаментозную коррекцию.