⭐Мы запланировали несколько публикаций объединённых общей темой «Ребенок с СДВГ и школа». В основе публикаций лежит опыт Ирины Лукьяновой. Опыта накопилось много. Ирина Владимировна школьный учитель, психолог, публицист, мама ребенка с СДВГ, автор книги «Экстемальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком», создатель форума для родителей детей с СДВГ (sdvg-deti.com).
✅Начнем мы с того, что очертим зону ответственности главных участников образовательного процесса. Определяя зону ответственности, мы не ищем виноватых, а делим обязанности и договариваемся. Это важно, потому что чувство вины — деструктивное по своей природе и говорит, скорее, о покорности и снятии с себя ответственности за принятие решений. Ответственность же — это готовность идти в трудности, анализировать их и совершенствовать процесс.
Итак, главные участники (они же субъекты) образовательного процесса — это
- школа (и конкретно учитель),
- родители,
- ребёнок.
☝Обратите внимание: ребенок — активный участник, а не объект воздействия. Как только в этой системе он становится объектом, то он автоматически лишается прав, инициативы и, как следствие, желания учиться. Сохранить активную позицию ребенка одна из важных и сложных задач взрослых участников процесса. Более того, если мы говорим о познании — то это задача исключительно школьника. Потому что познаёт не мама и не учитель — это не их задача. Поэтому девиз взрослого участника образовательного процесса: «Помоги ребенку сделать это самостоятельно».
В практике школьной системы некоторых стран между школой и семьей, воспитывающей ребенка с дополнительными образовательными потребностями, есть служба помощи. В нашей стране такой службы нет. Предлагаем принять этот факт и действовать в заданной ситуации с заданными ресурсами не впадая в лишние обвинения.
Главное, что нужно помнить: у родителей, школы и ученика разные задачи. Поэтому-то перекладывание своей ответственности на плечи другого участника образовательного процесса не даст желаемых результатов.
Итак,
- ответственность школы — максимально эффективно научить группу детей предмету в обозначенные сроки
- ответственность родителя — вырастить человека способного к самостоятельной автономной жизни
- ответственность ребенка — получить максимум возможного из школьной программы, научиться общаться со сверстниками, не потерять уверенность в своих силах.
По сути — заключается трёхсторонний договор. Для наглядности его можно составить вместе с ребёнком, распечатать и скрепить подписями. Такая практика сильно повышает ответственность школьника.
Есть ещё совместная задача родителей и школы — найти комплекс правил в соответствии с которым действуют все участники образовательного процесса. При этом родитель регулярно просит обратную связь у школы, чтобы помогать с планированием и учителю и ученику. Родитель — помощник школы.
Вот что говорит Ирина Владимировна в своей лекции о школьных трудностях СДВГ: «Ни школа, ни родители не должны устраняться. Нужно понимать, что наладить взаимодействие можно только втроём. У каждого своя компетенция. Пусть вашей основной целью станет выстраивание сотрудничества между вами, ребенком и школой. При этом важно оставаться на стороне ребенка (это не значит, что его нельзя ругать, но вашу поддержку он должен чувствовать безоговорочно). А ещё важно научиться не посвящать школьным «разборкам» все свободное время. Вы искренне расстраиваетесь из-за плохих оценок, жестко требуете их исправления. Но гораздо важнее находиться в контакте со школой, понимать, что происходит. Попросите учителя учитывать особенности ребенка, подойти к нему более индивидуально, объясните, что ваша общая задача — это научить ребенка управлять собой, а не добиться, скажем, идеального почерка».
✅И вот еще о чем важно помнить — да, есть проблема, но это не кто-то конкретный из людей. Все участники процесса решают проблему вместе, как равноправные. Все делают дополнительные шаги навстречу друг другу. Нужно стараться наладить коммуникацию используя всю свою доброжелательность и способность договариваться. Школа очень ценит спокойных, доброжелательных, интересующихся родителей.