+7 981 805 79 37

Соцсети:

Санкт-Петербург,
проспект Тореза, 68

Пн-Сб 10.00 — 19.00

СДВГ и школа. Задачи родителя

Сегодня речь пойдет о задачах родителя, которые он решает в процессе образования ребенка с СДВГ.

И с самого начала напомним, что глобальная задача родителя состоит в том, чтобы вырастить человека способного к самостоятельной автономной жизни (даже если у него будет неидеальный почерк).

В структуре школьного обучения родитель выступает помощником ребенка и учителя. Весь спектр задач мамы сводится к двум основным блокам:

  1. Создание и диагностика договоренностей и правил по которым существуют все участники процесса (все это с настроем на сотрудничество и доброжелательность)
  2. Создание алгоритмов по которым действует учитель и ребенок в разных ситуациях.

Мама находится в контакте с учителем. Знает текущее положение дел, обсуждает варианты конструктивного решения сложных ситуаций. В следующих публикациях на тему «СДВГ в школе» мы поговорим подробно о том, как вести диалог с учителем. Сегодня сосредоточимся на задачах, которые мамы решают совместно с детьми.

Итак, мама👇
✅помогает создавать алгоритмы и следит за тем, чтобы ребенок их придерживался
✅ помогает планировать деятельность (у детей с СДВГ планирование сильно страдает)
✅ помогает организовать рабочее место
✅ награждает за заслуги

Мама — старший товарищ и помощник в вопросах организации. Мама не пинает, а напоминает. Мама знает, как нужно делать и может помочь. В решении вопросов образования у мамы и ребенка партнёрские отношения.

Родитель не следит за качеством почерка (к примеру), он следит за тем, чтобы школьник улавливал систему. Как садиться за уроки? Что делать сначала, а что потом? Как планировать собственную деятельность?
Взрослый создаёт новые рутины, которые ребенок не может создать сам. Чаще всего школьник с СДВГ может справиться с учебной программой, но не может справиться с набором новых правил и действий, которые нужно спланировать.

К примеру, фраза «Начать делать уроки» подразумевает определённый набор действий:
🔸Сесть за стол
🔸 Убрать лишнее с поверхности стола
🔸 Достать всё из портфеля
🔸 Посмотреть домашнее задание в дневнике
🔸 Определить, что делать в первую очередь, а что — потом
🔸 Положить перед собой все, что нужно для выполнения первого задания (что нужно?)
🔸 Остальное отложить далеко в сторону и т.д.

На каком пункте наш невнимательный ребенок забудет зачем он сел за стол? Мой ребенок — примерно в процессе второго пункта.

Как можно помочь

  • Создать алгоритм и наглядную опору (краткая схема того, как ребенок садится за уроки).
  • Помогать запомнить и соблюдать алгоритм («Давай вместе вспомним…»). При необходимости, уделять время повтору или совместному разбору инструкции.
  • Использовать лаконичные формулировки. Подавать информацию без отвлекающих или незначительных фактов, что поможет ограничить предметную нагрузку на восприятие.
  • Организовать рабочее место с минимальным количеством стимулов (того, что отвлекает). Среда должна быть преимущественно константной, не перегруженная предметами.
  • Учитывать, что повышенный темп деятельности, повышенная эмоциональная нагрузка и сложные инструкции провоцируют импульсивные ошибки.
  • Видеть успехи ребенка и радоваться им вместе с ним.

Еще несколько важных моментов.
☝Родителям гиперактивных школьников важно следить за режимом ребенка, создавая условия для полноценного отдыха, качественного сна, не перегружать график дополнительными занятиями, чередовать нагрузку и отдых.
☝ Ввести строгое правило — в перерыве между уроками никаких переключений на телевизор и компьютер (без вариантов). Если уроки не сделаны — гаджеты нельзя. Это железное правило.
☝ Учить ребенка самоконтролю: чувствовать, когда устал, когда хочет есть. Потому что есть дети, которые не понимают таких сигналов, и начинают вести себя плохо под воздействием внутреннего дискомфорта.
☝ Помнить о том, что родитель не контролирует качество выполняемых заданий, он помогает организовать учебные процессы.
☝Не стоит всё своё внимание направлять на дефициты. Нужно работать и с сильными сторонами личности. Если ребенок хорошо рисует и любит это делать, но при этом имеет ужасный почерк — очевидно, что зарабатывать на жизнь он будет скорее живописью, чем каллиграфией. Следуем за здравым смыслом и держим баланс между коррекцией слабых сторон и развитием сильных.
☝ Вам придётся объяснить для чего ребенку нужно знание. Как он будет его использовать? Объясняем обстоятельно один-два раза и больше не вступаем в диалоги о том «да зачем мне вообще всё это нужно!?». Главное, что важно помнить — учиться — это задача ребенка, но не родителя. Место мамы — рядом. Мама — это помощник, а не надзиратель. Трудности обсуждаем честно и доброжелательно. Вместе ищем решение. Сочувствуем школьнику, потому что ему трудно. Говорим: «Я вижу, что тебе трудно. Чем я могу помочь?». Иногда, если ребенок злится, можно спросить прямым текстом: «Ты сейчас хочешь сорвать на мне зло или сделать уроки? Если ответ утвердительный, то напоминаем, что родитель — не очень хороший объект для проживания своей злости. Давай поищем другой способ (бой подушками, мягкий дартс, рвать бумагу и прочие техники для экологичного проживания гнева).

ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ

Вы можете позвонить нам , написать в whatsapp или оставить свой номер — мы Вам перезвоним!

Оставьте номер — мы Вам перезвоним!