Бытует мнение, что подготовка к школе заключается в получении определённых академических навыков (счёт, письмо, чтение). В лучшем случае, к этому списку добавляют развитие речи и мелкой моторики. На самом деле, готовность к школе идёт одновременно на пяти уровнях, гармония которых обеспечит будущему первокласснику комфортный и благополучный переход к новому этапу своей жизни.
Уровни подготовки к школе⏬
✅эмоционально-волевой (ребенок освоил социальные нормы выражения чувств, умеет называть свои эмоции, получает удовольствие от познания нового, хочет учиться)
✅физический (умение ориентироваться в пространстве, моторная ловкость, общая физическая выносливость, зрительно-двигательная координация)
✅интеллектуальный (способность концентрировать внимание на выполнении определённой работы, умение устанавливать логические связи между явлениями и событиями, развитая память с багажом образов, развитая по-возрасту речь)
✅психологический (уверенность в себе и адекватная оценка своих способностей)
✅социальный (ребенок умеет соблюдать правила, договариваться, понимает иерархию коллектива, не склонен к импульсивным реакциям)
Что важно понимать при определении готовности ребенка к школе?
🔸Эмоционально-волевая сфера созревает к 7-8 годам. Поэтому даже самый эрудированный шестилетка может не справиться с новой деятельностью просто в силу своей незрелости.
🔸Умение играть в командные игры (желательно подвижные) и соблюдать правила важнее, чем знание алфавита.
🔸Чрезмерно и не по-возрасту прокачивая интеллектуальное развитие своего ребенка, родитель «забирает энергию» у тех мозговых структур, которые должны развиваться по-возрасту, чтобы, к примеру, умение писать созрело естественным образом.
Стоит насторожиться, если будущий первоклассник
- имеет проблемы с памятью;
- часто жалуется на головные боли;
- плохо скоординирован, неуклюж, часто падает или ударяется;
- медлителен или наоборот излишне активен;
- плохо усваивает программу детского сада;
- имеет плохо развитую мелкую моторику рук, плохо рисует, вырезает;
- имеет задержку развития речи;
- не стремиться придумыват игры с сюжетом;
- быстро устает, не может сосредоточиться, когда это необходимо;
- имеет проблемы в поведении, в отношении со сверстниками;
- часто плачет, плохо засыпает, имеет плохой аппетит.
Эти сигналы говорят о дисбалансе в развитии структур мозга. После диагностики у нейропсихолога появится ясное понимание того, как грамотно построить и восстановить нарушенные основные связи между мозговыми центрами.
Подготовка к школе с точки зрения нейропсихолога — это комплекс приемов и методик позволяющих активизировать мозговую деятельность, это коррекция слабых, проседающих показателей с опорой на сильные. Следующий пост на тему готовности детей к школе подробнее раскроет сам механизм подготовки будущих первоклассников.