Соцсети:

г. Санкт-Петербург,
Коломяжский проспект, 33

Пн-Сб 10.00 — 19.00

Подготовка к школе глазами нейропсихолога
Часть II

Ранее мы выяснили, что подготовка к школе на языке нейропсихологии — это активация и гармонизация функций мозга, необходимых для успешного обучения.

Поэтому, на занятиях по подготовке к школе наши нейропсихологи⏬

✅ развивают пространственное восприятие
✅уделяют много внимания моторной зрелости
✅ обучают детей слушать и слышать собеседника
✅ развивают необходимые в учебе психические процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение)
✅ укрепляют способность к самоконтролю
✅ учат понимать и адекватно выражать свои эмоции
✅ налаживают процессы коммуникации с другими людьми

Нужно понимать, что подготовка к школе начинается не в 6-7 лет, а буквально с самого рождения и является естественной сменой этапов развития. Вмешательство в этот процесс профессионалов нужно тогда, когда он идёт не гармонично, когда созревание важных процессов запаздывает. В этом случае мы сначала делаем диагностику, выявляем слабую зону развития и работаем с ней, устраняя причину задержки.

Здесь мы приведём рекомендации для домашней (естественной) подготовки будущих первоклассников от ведущего нейропсихолога нашего центра Валентины Подольской.

🔸Пространственной восприятие
Прежде чем ребенок научится ориентироваться на листе бумаги, он сначала последовательно учится ориентироваться в своём теле и пространстве. Поэтому первые детские игры по типу: «Где у Пети носик?», «Где у мишки лапа?» так важны для будущего школьника. К началу обучения в школе ребенок должен знать и называть все части тела, знать детали (ногти, брови, колени, локти, названия пальцев). Уметь показывать на себе правую и левую сторону (правая нога, левая бровь и т.д.). Важно практическое умение ориентироваться на местности: идти направо, повернуть налево, взять чашку справа. Хорошая подготовка к школе — графические диктанты. Если рисовать под диктовку сложно, есть тренировочный вариант со стрелками (в интернете много).

🔸Моторная зрелость
Тема обширная и болезненная. Если очень просто и максимально коротко — у ребенка должно быть много свободы для движения и знакомства с возможностями тела. Уметь раскачиваться на качелях, ловить и метко бросать мяч, прыгать на одной ноге, прыгать через скакалку — все это нужно осваивать естественно и с удовольствием в процессе игры с родителями и сверстниками.
Что важно для начинающего школьника: сформированный пинцетный захват (его развивают лепка, вырезание, пальчиковая гимнастика) и зрительно-двигательная координация (игры с мячом и все виды лабиринтов).
Умение завязывать шнурки, застёгивать молнии и пуговицы — это лучшая база для лёгкого освоения письма.

🔸Слушать и слышать собеседника
Здесь важно понимать, насколько хорошо ребенок слышит (определяет ЛОР и сурдолог), каковы особенности фонематического восприятия (нейропсихолог). Если с технической стороной восприятия речи порядок, то лучшая подготовка к школе — разговаривать с ребенком на разные темы, задавать вопросы, поощрять дослушивать ответы взрослого, предлагать прояснить точку зрения, аргументировать.
Некоторым детям сложно выслушать ответ на свой же вопрос. Возможно, что причина — в недостаточной саморегуляции. Рекомендации на этот счет будут ниже. Кроме того, вопросы саморегуляции хорошо решаются на занятиях с нейропсихологом.
Если ребёнку трудно удерживать внимание на речи взрослого, то стоит обратить внимание на особенности чувствительности. Возможно восприятие малыша таково, что ему неприятны некоторые звуки. Это выясняет и корректирует нейропсихолог.

🔸Развивать психические процессы
Это весьма объёмная тема. Здесь мы дадим несколько простых рекомендаций.
➡ Память. Хорошо бы знать, какой вид памяти является ведущим для ребенка и опираться на него в процессе обучения (выявляет нейропсихолог). Параллельно развивать все виды памяти. Для развития слухо-речевой памяти полезно пересказывать короткие лаконичные рассказы (Л.Н. Толстой) и разучивать стихи. Для развития зрительной памяти можно запоминать ряды картинок (игрушек, геометрических фигур). Играем в игры «Что пропало?», «Что изменилось». Старший дошкольник должен запоминать ряд из примерно 7 предметов.
➡ Внимание. Школьнику необходимо держать внимание в процессе урока. Задумайтесь, есть ли что-то, что может увлечь будущего первоклашку на 35-40 минут (не гаджеты)? Лепка, лего, рисование — хорошо тренируют способность ребенка концентрироваться на задаче. Хорошо тренируют внимание корректурные пробы (есть в интернете). Можно распечатать и предлагать ребёнку задания. Если взрослый замечает, что ребенок не способен увлекаться делом — это повод обращаться за помощью. Нужно понять, что лежит в основе сниженной концентрации внимания.
➡ Мышление и речь. Много и с удовольствием общаться с ребенком — лучшее, что может сделать взрослый для развития речи и мышления малыша. Все остальное — дополнительные опции, весьма полезные:
-придумывать связные рассказы по сюжетным картинкам
-узнавать незаконченные рисунки
-собирать пазлы (+внимание)
-игра «Четвёртый лишний»
-аналогии (птица живёт в гнезде, а собака?…)
-устный счет в пределах десяти — естественно, в процессе бытовой жизни
➡ Воображение. Лучше всего воображение развивает богатая игровая деятельность, сюжетная игра. Нужно понимать, что база для любого творчества — это реальная жизнь, это опыт ребенка, это все что он увидел, услышал, почувствовал и понял. Чтобы создавать новое, нужно иметь богатый запас образов. Поэтому так важна общая осведомлённость ребенка и получение разных впечатлений (соответствующих возрасту).

🔸Способность к самоконтролю развивается в играх с правилами, где необходимо ждать своей очереди, договариваться о правилах и соблюдать их. Хорошо, когда внутри семьи есть договорённости и правила, которые все соблюдают. Для тренировки самоконтроля и регуляции хороши игры: «Море волнуется раз!», «4 стихии», «Великаны и лилипуты», «Съедобное-несъедобное».

🔸Эмоции. Это разговор про эмоциональный интеллект. Родителям полезно знать, что это такое, как развивается эмоциональный интеллект ребенка, какое влияние оказывает на всю будущую жизнь. Рекомендую к прочтению любую литературу на данную тему. И добавлю, что для узнавания и адекватного выражения эмоций полезны театральные мини-постановки, игры на узнавание эмоций, проговаривание и называние эмоций взрослыми людьми внутри семьи. Полезно использовать приёмы активного слушания ( Книга «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер).

🔸Умение общаться со сверстниками и взрослыми тесно соприкасается с эмоциональной зрелостью и способностью к самоконтролю. Здесь важна естественная потребность ребенка общаться со сверстниками. Поощряйте его желание знакомиться с другими детьми, приглашать к совместным играм. Показывайте пример доброжелательных отношений. Если ребенок тревожится в новом коллективе, бывает замкнутым, не может адекватно оценивать себя, то стоит обратиться за консультацией к детскому психологу, возможно — к психологу при школе. Вопросы адаптации важно решать вовремя.

ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ

Вы можете позвонить нам , написать в whatsapp или оставить свой номер — мы Вам перезвоним!

Оставьте номер — мы Вам перезвоним!