История из практики👇
✅ Ребёнок с задержкой развития речи занимается с логопедом на протяжении года, но результат работы никак не удовлетворяет ни родителей, ни окружающий социум, для которого речь — это элемент социального общения, а не просто заявление о потребностях. Поэтому ребёнок направляется на дообследование к неврологу.
✅ На консультации выясняется, что есть проблемы с пониманием сенсорных сигналов, моторным планированием, ощущением своего тела, слухо-речевым вниманием, визуально-пространственным восприятием и да, наконец, есть проблемы с речью, а возможно ещё и с поведением.
ℹ В такой ситуации попытка запустить речь, проигнорировав остальные особенности развития — это, как прийти в строительную фирму и попросить построить дом. Но только так, чтобы начать непременно с крыши. Всякий раз, когда менеджер будет спрашивать про планировку, фундамент, материалы стен, инженерные особенности заказчик будет возвращаться к цвету крыши, форме, материалам и конструктивным особенностям кровли.
✅ Также и с речью. Лишь заложив прочный сенсорный фундамент, мы даём опору для формирования стен сенсо-моторного развития (развитие рефлексов, понимания положения тела, моторное планирование). А уже в эту базу можно встраивать различные инженерные решения в виде развития навыков внимания, глазо-двигательного контроля, координации движения рука-глаза.
⏭ И только после того, как готовы фундамент и стены, можно приступать строительству крыши, то есть к обучению навыкам повседневной жизни, социального поведения, речи. А уже в самом конце, на этапе отделочных работ, мы приступаем к формированию академических навыков.
✅ Поэтому важна этапность развития психики в целом. Если что-то упущено, то нужно вернуться и отремонтировать.
ℹ Условно фундаментом занимается нейропсихолог. Стенами и инженерией — дефектолог. А крышей — логопед.
Безусловно на каком-то этапе все эти специалисты будут работать вместе.