Особенности подготовки к встрече с нейропсихологом будут разными в зависимости от возраста ребенка и особенностей его развития. Здесь мы дадим несколько советов для разных случаев.
✅ Первое и самое главное — начинайте подготовку с себя. Тревога родителя всегда транслируется ребенку. Диагностика у нейропсихолога — это шаг к получению мощной поддержки профессионалов, поэтому, сама по себе диагностика — это позитивное событие. Беспокоиться перед получением заключения — это естественно. Но, во-первых — не стоит переживать заранее, а, во-вторых — знать результат обследования — это значит знать путь коррекции. Поэтому снижаем собственную тревогу, настраиваемся на конструктив и продолжаем подготовку к приёму.
✅ Второй важный момент (для всех детей одинаково) — хорошее самочувствие. Ребенок должен быть выспавшимся, сытым, здоровым. Перед диагностикой нужно посетить туалет и удовлетворить все естественные потребности (выпить водички, прочистить нос). Важно не суетиться и не спешить.
✅Третье. Нейропсихолог — это не врач, а, скорее, тренер. Тренер, который знает много интересных игр. У нас не лечат, у нас — играют и занимаются. Важно рассказать ребёнку об этом.
✅ Если дошкольник умеет играть, то полезно поиграть в тренера. Сначала тренером будет мама, потом — малыш (учимся бросать и ловить мяч, прыгать, стоять на одной ноге, например). Можно поиграть в учителя и предложить ребенку нарисовать человечка, повторить геометрические фигуры, сделать задание с лабиринтом. Это должно быть весело, а задания должны быть не сложными. Не нужно заставлять и быть слишком серьёзным. Когда взрослый исполняет роль ребенка, можно проиграть ситуацию, будто что-то не получается. Это эмоционально подготовит ребенка к возможным затруднениям. Покажите, что испытывать затруднения — это нормально и не страшно.
✅ Сразу скажем про школьников. Они тоже могут бояться ситуации неуспеха. Школьнику важно сказать, что диагностика у нейропсихолога — это не контрольная, здесь нет оценок. Психологу важно понять, какая помощь нужна школьнику, поэтому специалист задаёт вопросы и даёт задания. Зачастую школьники понимают, что у них есть трудности в учебе. Поэтому выстраивая диалог перед диагностикой, можно использовать подобные фразы: «Давай вместе попробуем разобраться, почему тебе сложно читать» (к примеру), «Подумаем, что можно сделать, чтобы стало легче писать».
Не нужно скрывать прием и делать его неожиданным для ребенка, не нужно нагнетать и волноваться. Лучше заранее, как бы между делом, начинать говорить о том, что «скоро мы вместе отправимся к тренеру, который знает много интересных игр и умеет здорово заниматься с детьми», «поиграем вместе, тренер научит меня новым интересным играм, чтобы мы с тобой играли вместе».
Это общие рекомендации. В нашем центре мы видим разных детей и подход к подготовке тоже может быть разным. В любом случае, важно хорошее самочувствие мамы и ребёнка (особенно если другие способы подготовки недоступны).
Со своей стороны мы гарантируем максимум эмпатии, уважение к маме и ребенку и искреннее желание помочь.