На недавней конференции «Центральные механизмы речи» меня заинтересовал доклад «Формирование навыка чтения и причины трудностей обучения» академика РАО Безруких Марьяны Михайловны. Поделюсь своими выводами и размышлениями⏬
В настоящее время, при поступлении в школу, ребёнок должен уметь читать. Правило нигде не закреплено, но умение читать до школы сильно поощряется, а нечитающий первоклассник испытывает целый ряд школьных сложностей. Поэтому многие родители начинают обучать своё чадо чтению чуть ли не с 4- х лет. Но может ли ребёнок в 4 года освоить навыки чтения?
☝Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, какие механизмы в работе мозга должны быть сформированы, чтобы ребёнок научился читать.
✅ В осуществлении процесса чтения принимают участие оба полушария мозга и более 30 зон коры и подкорковых структур.
- Лобные доли отвечают за формирование речи, за беглость чтения, за использование грамматики и понимании прочитанного.
- Височные доли отвечают за формирование фонологического восприятия.
- Височно-затылочные зоны — за процессы зрительного восприятия и создание визуальных словоформ.
- Зона ТРО отвечает за интеграцию процессов чтения.
- У мозжечка тоже своя роль. На начальном этапе обучения чтению он отвечает за распознавание графем и фонем, на этапах грамотного чтения — за распознавание слов.
✅ Чтобы процесс обучения чтению шёл правильно, у ребёнка должны быть по возрасту сформированы познавательные функции: внимание, зрительно-пространственные функции, зрительная память, рабочая память, фонетико-фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и произвольная регуляция движений. Все это формируется в возрасте с 4,5 до 8 лет.
Исходя из всего вышесказанного я не рекомендую приступать к обучению чтению раньше 5 лет. Но что можно сделать, чтобы подготовить ребёнка к чтению, так это развивать его физически, обеспечить адекватную двигательную активность, подготовить фундамент для создания новых нейронных связей, нужных в процессе обучения чтению.