Соцсети:

Санкт-Петербург,
проспект Тореза, 68

Пн-Сб 10.00 — 19.00

Признаки школьной дезадаптации
Увидеть ➡ устранить

Сентябрь миновал. Как настроение, родители? Как чувствуют себя школьники? Наши нейропсихологи сейчас чаще, чем обычно слышат следующее:
🔸 ребенок возбужденный и несобранный (больше, чем обычно)
🔸 капризничает и не хочет садиться за уроки
🔸 плаксивый
🔸 вялый
🔸 просыпается тяжело и в плохом настроении
🔸 провоцирует конфликты
Чаще всего такие симптомы говорят о том, что школьник испытывает проблемы с адаптацией к рабочему режиму учебного года. И его можно понять.
К концу сентября учебные заведения запускают дополнительные занятия, кружки и секции — всё очень полезное, развивающее, интересное — в образовании изобилие. К тому же мы хотим дать детям всё самое лучшее (и желательно побольше). Для тех школьников, что остаются на продлёнке, посещение кружков кажется весьма логичным — родители на работе, ребенок под присмотром и занят делом. Но не все так радужно.
✅В таком режиме для ребенка много напряжения. Он устаёт от большого количества контактов и необходимости выстраивать отношения с разными людьми, от потока новой информации, устаёт от шума, непривычной еды в школьной столовой, от необходимости соблюдать новые правила и много сидеть (почти неподвижно). Это сложно даже для взрослого. А если у школьника к тому же снижена нейродинамика, то энергетический блок мозга просто не справляется с нагрузкой, и ребёнок, как космонавт, испытывает огромные перегрузки. Энергии нервной системы не хватает на все задачи, поэтому часть функций переходит в аварийный режим с наименьшим потреблением ресурсов (концентрация и саморегуляция в первую очередь).
Что делать, если ситуация уже случилась? Вот, что советует наш нейропсихолог Ольга Викторовна Гришанович ⏬

  1. Расставить приоритеты! Что важно для вас? Что важно для ребенка? Что важно сейчас, а что будет важным в перспективе? В соответствии с режимом, минимум три часа в день младший школьник должен быть свободен. Из них — 1,5 часа — прогулка на свежем воздухе и активные игры и еще 1,5 часа — личное время. Это не считая временных затрат на перемещения, на спокойный прием пищи и посильный домашний труд (тоже очень важный для развития личности). Прогулка и личное время (на поиграть, поскучать, помечтать, побездельничать) — это части базовой программы для взросления здорового человека (эмоционально и физически). Если ребенок лишён этой части режима, то рано или поздно его здоровье даст сбой, а мозг не сможет достаточно хорошо обрабатывать и усваивать всё многообразие полученной информации. И получится, что эффективность, казалось бы богатого и насыщенного образовательного процесса, будет низкой. Предлагаем ещё до начала учебного года (или уже в процессе) определить, сколько часов в неделю, без ущерба для благополучия ребенка, можно посвятить дополнительным занятиям? Всё индивидуально, но чаще всего — это 2 кружка или секции (при условии хорошей успеваемости в школе). Если школьник два раза в неделю занимается с нейропсихологом (для примера), то остаётся время только для одной секции. Выбираем самое важное и интересное на этот учебный год и занимаемся с удовольствием.
  2. Не спешить. В начале года школьнику нужно время привыкнуть к режиму, освоиться с новыми правилами. Это период стресса. Поэтому желательно временно убрать всё, что отнимает много сил и слишком перегружает впечатлениями. Добавить больше сна, прогулок, поддерживающего общения с родными людьми. Дополнительные занятия подключать поочередно с периодом адаптации (особенно для первоклассников) и только при условии, что ребёнок не показывает признаков школьной дезадаптации.
  3. Настроить режим, установить правила. Понятный режим дня, предсказуемость жизни, следование правилам — это мощная опора для ребенка. Это то, что даёт ему стабильность и уверенность (даже, когда он им сопротивляется). Планирование и следование правилам — это экономия энергии мозга и возможность направлять её на важные задачи.
  4. Тренировать мозг. Занятия с нейропсихологом развивают способность к произвольному планированию своих действий, к регулированию и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания и учат продуктивно его распределять. Это такие занятия, которые в конечном итоге позволят мозгу ребёнка восстановить энергетический баланс и правильно распределять свои ресурсы. В итоге школьник будет меньше уставать и лучше адаптироваться к новым нагрузкам.
    Для тех, кто посещает группу продлённого дня правила такие же, но имеют важное дополнение. Вечер этих детей должен быть свободным. Они очень устали днём. Поэтому важно делать уроки на продленке. Настроить выполнение ДЗ в школе — приоритетная задача для родителя. Ищите контакт с учителем, развивайте всеми способами самостоятельность ребенка, не ждите идеального выполнения всех уроков.
    ✅Вход в рабочий режим должен быть постепенным и бережным, а жизнь — предсказуемой и стабильной. Это приоритеты начала учебного года. Остальное, как говорится, приложится.

ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ

Вы можете позвонить нам , написать в whatsapp или оставить свой номер — мы Вам перезвоним!

Оставьте номер — мы Вам перезвоним!